Общеобразовательные |
Правообладателям
Поминания Аллаха - Аль-Азкар.
пер. с араб.,
примеч. и указ. В. (Абдулла) Нирша. — М.: Эжаев, 2006. — 766 с.
Наилучшее состояние раба — когда он
поминает своего Господа. Сказано Всевышним: «Поминайте Меня, и Я
буду помнить о вас». Мусульманские ученые, понимая важность зикра,
составили множество сборников мольб и поминаний, но наибольшее
признание среди мусульман получила книга имама ан-Навави «Аль-Азкар»
(«Поминания Аллаха»). Среди арабов и по сей день существует
поговорка «Продай дом, но купи “Аль-Азкар”» — ведь эта книга вобрала
в себя хадисы, содержащие поминания (зикр) и мольбы (дуа) из самых
лучших сборников хадисов, составляющих основу ислама: «Сахих»
аль-Бухари, «Сахих» Муслима, «Сунан» Абу Дауда, «Сунан» ат-Тирмизи,
«Сунан» ан-Насаи и других. Книга содержит более 1000 зикров и дуа на
все случаи жизни и является одним из самых полных сборников такого
рода.
Формат:
doc / zip
Размер:
2,3 Мб
Скачать / Download файл
СОДЕРЖАНИЕ
От переводчика 3
От редактора 4
Вступительное слово члена Академии исламских исследований при аль-Азхаре шейха
Мустафы Мухаммада аль-Хадиди ат-Тайри 7
Об этике и условиях обращения с мольбами к Аллаху и о том, благодаря чему можно
ожидать ответа 8
В какие периоды времени, при каких обстоятельствах и в каких местах мольбы,
обращаемые к Аллаху, будут услышаны 9
Почему иногда мы не получаем ответа на свои мольбы 10
О велении проявлять искренность и придерживаться благих намерений во всех явных
и тайных делах 15
Краткая глава о том, что
было сказано о достоинстве поминания, не связанного с каким-либо периодом
времени 25
ГЛАВА 2. О том, что желательно говорить
после пробуждения 33
ГЛАВА 3. О том, что желательно говорить после того, как человек наденет свою
одежду 34
ГЛАВА 4. О том, что желательно говорить после того, как человек наденет новую
одежду, сандалии или ещё что-нибудь 35
ГЛАВА 5. О том, что желательно говорить тому, на ком увидят новую одежду 36
ГЛАВА 6. О том, как следует надевать и снимать одежду и сандалии 36
ГЛАВА 7. О том, что желательно говорить, когда человек снимает одежду перед
совершением полного омовения, перед сном и в прочих подобных случаях 37
ГЛАВА 8. О том, что желательно говорить человеку, который выходит из своего дома
37
ГЛАВА 9. О том, что желательно говорить человеку, который входит в свой дом 39
ГЛАВА 10. О том, что желательно говорить человеку, который проснётся ночью и
выйдет из своего дома 40
ГЛАВА 11. О том, что желательно сказать человеку, который пожелает зайти в
отхожее место 41
ГЛАВА 12. О запретности поминания Аллаха и ведения разговоров в отхожем месте 42
ГЛАВА 13. О том, что запрещается приветствовать человека, который присел для
удовлетворения нужды 43
ГЛАВА 14. О том, что желательно сказать человеку, который вышел из отхожего
места 43
ГЛАВА 15. О том, что желательно говорить человеку, который захочет слить или
зачерпнуть воду для омовения /вуду/ 44
ГЛАВА 16. О том, что желательно говорить во время омовения /вуду/ 44
ГЛАВА 17. О том, что желательно говорить во время полного омовения /гусль/ 47
ГЛАВА 18. О том, что желательно говорить во время очищения песком /тайаммум/ 47
ГЛАВА 19. О том, что желательно говорить человеку, который направился в мечеть
47
ГЛАВА 20. О том, что желательно говорить при входе в мечеть и при выходе из неё
48
ГЛАВА 21. О том, что желательно говорить в мечети 50
ГЛАВА 22. О том, что пророк, , выражал порицание тем, кто занимался поисками
пропажи в мечети, и не желал им успеха в этом 51
ГЛАВА 23. О проклятии по адресу того, кто станет декламировать в мечети стихи,
которые не прославляют ислам, не удерживают от порицаемых нравственных качеств,
не побуждают к восприятию достойных качеств и так далее 52
ГЛАВА 24. О достоинстве азана 52
ГЛАВА 25. Об особенностях азана 53
ГЛАВА 26. Об особенностях икамы 54
ГЛАВА 27. О том, что желательно говорить человеку, который слышит голос того,
кто произносит азан или икаму 56
ГЛАВА 28. Об обращениях к Аллаху с мольбами после азана 59
ГЛАВА 29. О том, что желательно говорить после совершения двух ракатов
добровольной утренней молитвы 59
ГЛАВА 30. О том, что желательно сказать человеку, который присоединится к ряду
молящихся 60
ГЛАВА 31. О том, что желательно сказать человеку, который хочет приступить к
молитве 60
ГЛАВА 32. О мольбе, с которой желательно обратиться к Аллаху во время икамы 61
ГЛАВА 33. О том, что желательно говорить человеку, который приступит к молитве
61
ГЛАВА 34. О произнесении слов “Аллах велик” в начале молитвы 61
ГЛАВА 35. О том, что желательно говорить после произнесения “такбират аль-ихрам
63
ГЛАВА 36. Об обращении к Аллаху с мольбами о защите после “ду‘а аль-истифтах” 66
ГЛАВА 37. О чтении Корана после обращения к Аллаху с мольбами о защите 68
ГЛАВА 38. О словах поминания, которые желательно произносить во время поясного
поклона 75
ГЛАВА 39. О том, что желательно говорить в то время, когда молящийся
выпрямляется после поясного поклона и когда он стоит, выпрямившись перед земным
поклоном 78
ГЛАВА 40. О словах поминания, которые желательно произносить во время земного
поклона 80
ГЛАВА 41. О том, что желательно говорить во время выпрямления после земного
поклона и сидения между двумя земными поклонами 84
ГЛАВА 42. О словах поминания, которые желательно произносить во время второго
раката молитвы 86
ГЛАВА 43. Об обращениях к Аллаху с мольбами стоя /кунут/ во время утренней
молитвы 86
ГЛАВА 44. О ташаххуде во время молитвы 90
ГЛАВА 45. Мольба за пророка, , после ташаххуда 95
ГЛАВА 46. Об обращении с мольбами к Аллаху после второго ташаххуда 96
ГЛАВА 47. О произнесении приветствия перед завершением молитвы 99
ГЛАВА 48. О том, что желательно сказать в ответ, если кто-нибудь обратится к
молящемуся 100
ГЛАВА 49. О словах поминания, которые желательно произносить после молитвы 100
ГЛАВА 50. О побуждении к поминанию Аллаха Всевышнего после обязательной утренней
молитвы 105
ГЛАВА 51. О том, что желательно говорить утром и вечером 106
ГЛАВА 52. О том, что желательно говорить утром по пятницам 117
ГЛАВА 53. О том, что желательно говорить с восходом солнца 118
ГЛАВА 54. О том, что желательно говорить, когда солнце начинает подниматься 119
ГЛАВА 55. О том, что желательно говорить, когда солнце начинает клониться к
закату 119
ГЛАВА 56. О том, что желательно говорить в период времени, начинающийся после
послеполуденной молитвы и продолжающийся до захода солнца 120
ГЛАВА 57. Что желательно говорить тому, кто услышит призыв на закатную молитву
120
ГЛАВА 58. Что желательно говорить после закатной молитвы 121
ГЛАВА 59. О том, что из Корана желательно читать во время витра и что желательно
говорить после этой молитвы 122
ГЛАВА 60. Что желательно говорить, если человек захочет спать и уляжется в
постель 122
ГЛАВА 61. О том, что нежелательно засыпать, не помянув Аллаха Всевышнего 130
ГЛАВА 62. Что желательно говорить тому, кто проснётся ночью, а потом захочет
заснуть снова 130
ГЛАВА 63. О том, что желательно говорить в том случае, когда человек, лежащий в
постели, испытывает беспокойство и не может заснуть 132
ГЛАВА 64. Что желательно говорить тому, кто испугается чего-либо во сне 133
ГЛАВА 65. Что желательно говорить человеку, который увидит во сне то, что ему
понравится или не понравится 133
ГЛАВА 66. Что желательно сказать тому, кому расскажут сон 134
ГЛАВА 67. Побуждение к обращению к Аллаху с мольбами и просьбами во второй
половине каждой ночи 134
ГЛАВА 68. Об обращениях к Аллаху с мольбами в течение всей ночи в надежде на то,
что к Нему удастся обратиться в такое время, когда мольбы принимаются 135
ГЛАВА 69. О прекраснейших именах Аллаха 135
Книга о чтении Корана 138
О наилучших периодах времени для чтения
Корана 140
О том, что приличествует завершению чтения Корана и имеет к этому отношение 140
О том, кто проспал время для чтения Корана, не выполнив того, что он делал
обычно 142
О велении постоянно читать Коран и предостережении относительно предания его
забвению 142
О различных вопросах и правилах приличия, которым следует уделять внимание
читающему Коран 143
Книга о необходимости
воздавать хвалу Аллаху 149
Книга о призывании благословения на посланника Аллаха, 152
ГЛАВА 70. О велении человеку, в
присутствии которого будет упомянут пророк, , произносить слова “да благословит
его Аллах и да приветствует” 153
ГЛАВА 71. О том, как следует призывать благословение на посланника Аллаха, . 154
ГЛАВА 72. О том, что обращения с мольбами желательно начинать с хвалы Аллаху
Всевышнему и мольбы за пророка, , 154
ГЛАВА 73. О желательности обращения с мольбами за пророков и членов их семей
после упоминания о них 155
Книга о словах поминания
Аллаха и обращениях к Нему с мольбами по разным случаям 157
ГЛАВА 74. Обращение к Аллаху с мольбой о
благословении 157
Главы о словах поминания
Аллаха, которые следует произносить в случае несчастий и болезней 158
ГЛАВА 75. Обращения с мольбами в тех
случаях, когда человеком овладевает печаль или когда его ожидают важные дела 158
ГЛАВА 76. Какие слова желательно произносить, если что-либо поразит или устрашит
человека 160
ГЛАВА 77. Что желательно говорить в том случае, когда человеком овладевает
тревога или печаль 161
ГЛАВА 78. Что желательно говорить тому, кто окажется в опасном положении 161
ГЛАВА 79. Что желательно сказать тому, кто испугается кого-либо из людей 162
ГЛАВА 80. Что желательно сказать тому, кто будет испытывать страх перед
правителем 162
ГЛАВА 81. Что желательно говорить при виде врага 162
ГЛАВА 82. О том, что желательно говорить, если к человеку явится шайтан или если
он испугается шайтана 163
ГЛАВА 83. Что желательно говорить тому, кто не сумеет справиться с чем-либо 164
ГЛАВА 84. Что желательно говорить, если человек посчитает какое-либо дело
трудным 164
ГЛАВА 85. Что желательно говорить, если человеку станет трудно добывать себе
пропитание 164
ГЛАВА 86. Что желательно говорить, чтобы отвратить бедствия 165
ГЛАВА 87. Что желательно говорить, если человека постигнут отдельные или
многочисленные бедствия 165
ГЛАВА 88. Что желательно говорить, если у человек есть долг, который он не в
состоянии оплатить 165
ГЛАВА 89. Что желательно говорить человеку, который испытывает тревогу 166
ГЛАВА 90. Что желательно говорить для защиты от наущений шайтана 166
ГЛАВА 91. О том, что из Корана следует читать над безумцем или ужаленным 168
ГЛАВА 92. Что говорится для того, чтобы защитить детей и не только их 171
ГЛАВА 93. Что следует говорить в случае появления нарывов, прыщей и тому
подобных вещей 171
Книга, в которой приводятся
слова поминания Аллаха, и мольбы, с которыми желательно обращаться к Аллаху в
случае болезни или смерти кого-либо, и говорится о том, что с этим связано 172
ГЛАВА 94. О том, что желательно как можно
чаще вспоминать о смерти 172
ГЛАВА 95. О том, что желательно спрашивать членов семьи и родственников больного
о его состоянии, как желательно и отвечать на такие вопросы 172
ГЛАВА 96. Что желательно говорить больному; что желательно говорить в
присутствии больного и читать ему из Корана, и какие вопросы о его состоянии
желательно ему задавать 172
ГЛАВА 97. О том, что (членам) семьи больного и тем, кто ему служит, желательно
наказывать, чтобы они хорошо к нему относились и терпеливо переносили
доставляемые им трудности, что относится и к тем людям, которые уже близки к
смерти либо ввиду смертного приговора (за совершение преступления) или в
качестве воздаяния равным, либо по какой-нибудь иной причине 177
ГЛАВА 98. Что желательно говорить, если человека мучит головная боль, лихорадка
или какой-нибудь иной недуг 177
ГЛАВА 99. О том, что больному позволительно говорить: «Мне больно», или: «Мне
очень больно», или: «Я чувствую недомогание», или: «О, моя голова!» – и
(произносить) подобные этим (слова), и о том, что в этом нет ничего
нежелательного, если такие слова произносятся не от негодования и не из-за
проявления нетерпения 178
ГЛАВА 100. О том, что нежелательно желать себе смерти по причине понесённого
ущерба, но в этом нет ничего дурного, (если смерти желают,) опасаясь впасть в
искушение в религии 178
ГЛАВА 101. Человеку желательно обращаться с мольбами о том, чтобы смерть пришла
к нему в достойном месте 179
ГЛАВА 102. О том, что желательно утешать больного 179
ГЛАВА 103. Если больной будет проявлять страх, желательно воздать ему хвалу за
его добрые дела, чтобы страх его прошёл, и он ожидал от своего Всевышнего
Господа, слава Ему, только хорошего 179
ГЛАВА 104. Сообщения относительно желательности возбуждения у больного аппетита
181
ГЛАВА 105. О том, что желательно, чтобы гости просили больного обратиться к
Аллаху с мольбами за них 181
ГЛАВА 106. О желательности увещевания больного после его выздоровления и
напоминания ему о необходимости покаяния и выполнения всего прочего, что было
обещано им Аллаху Всевышнему 181
ГЛАВА 107. Что желательно говорить (человеку), который потерял надежду выжить
182
ГЛАВА 108. Что желательно говорить после того, как покойному закроют глаза 184
ГЛАВА 109. Что желательно говорить, находясь возле покойного 185
ГЛАВА 110. Что следует говорить тому, у кого скончался кто-либо из близких 186
ГЛАВА 111. Что желательно сказать тому, кто узнает о смерти своего товарища 187
ГЛАВА 112. Что желательно сказать тому, кто узнает о смерти врага ислама 187
ГЛАВА 113. О том, что над покойным запрещается громко причитать и произносить
такие слова, которые люди произносили во времена джахилийи 187
ГЛАВА 114. Утешение 190
Указание на случаи распространения чумы в странах ислама 195
ГЛАВА 115. О дозволенности извещения друзей и близких покойного о его смерти и
нежелательности объявления об этом 196
ГЛАВА 116. Что желательно говорить при обмывании покойного и заворачивании его в
саван 197
ГЛАВА 117. О словах поминания Аллаха, которые желательно произносить во время
заупокойной молитвы 197
ГЛАВА 118. Что желательно говорить участнику похоронной процессии 204
ГЛАВА 119. Что желательно сказать человеку, если мимо него пронесут погребальные
носилки или если он увидит их 204
ГЛАВА 120. Что желательно говорить тому, кто будет укладывать покойного в могилу
205
ГЛАВА 121. Что желательно говорить после погребения 205
ГЛАВА 122. О таких случаях, когда составитель завещания выражает желание, чтобы
заупокойную молитву по нему провёл определённый человек, или чтобы его
похоронили определённым образом, или завернули в особый саван, а также о прочих
вещах, которые принято или не принято делать 208
ГЛАВА 123. Какие слова людей принесут пользу покойному 210
ГЛАВА 124. Запрет на поношение покойных 211
ГЛАВА 125. Что желательно говорить тому, кто придёт на кладбище 212
ГЛАВА 126. Желательно, чтобы человек, пришедший на кладбище, запрещал плакать от
скорби тому, кого он увидит у могилы, велел ему хранить терпение и удерживал его
от совершения других вещей, которые запрещаются шариатом 214
ГЛАВА 127. О плаче и проявлении страха при прохождении мимо могил несправедливых
и мест их гибели, проявлении ощущения потребности в Аллахе Всевышнем и
предостережении о недопустимости пренебрежения подобными вещами 214
Книга о словах поминания
Аллаха во время молитв, совершаемых по особым случаям 215
ГЛАВА 128. Слова поминания, которые
желательно повторять в течение дня и ночи пятницы, и мольбы, с которыми
желательно обращаться к Аллаху в это время 215
ГЛАВА 129. Слова поминания, которые желательно произносить во время обоих
праздников 216
ГЛАВА 130. Как желательно поминать Аллаха в течение первых десяти дней месяца
зу-ль-хиджжа 219
ГЛАВА 131. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время
солнечного затмения 221
ГЛАВА 132. Какие слова желательно произносить во время моления о ниспослании
дождя 223
ГЛАВА 133. Что желательно говорить, если поднимется сильный ветер 226
ГЛАВА 134. Что желательно сказать при виде падающей звезды 227
ГЛАВА 135. О том, что нежелательно ни указывать пальцем, ни смотреть на падающую
звезду или молнию 228
ГЛАВА 136. Что желательно сказать тому, кто услышит раскаты грома 228
ГЛАВА 137. Что желательно говорить, когда идёт дождь 229
ГЛАВА 138. Что желательно говорить после дождя 229
ГЛАВА 139. Что желательно говорить, когда есть основания опасаться, что
начавшийся дождь может причинить вред 230
ГЛАВА 140. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время
молитв “таравих” 231
ГЛАВА 141. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить после молитвы,
совершаемой в случае возникновения необходимости в чём-либо 231
ГЛАВА 142. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время
совершения молитвы прославления/салят ат-тасбих/ 232
ГЛАВА 143. Слова поминания, имеющие отношение к закяту 235
Книга о словах поминания,
которые произносятся во время поста 237
ГЛАВА 144. Что желательно говорить, если
кто-либо увидит молодой месяц, и что желательно говорить, если кто-либо увидит
полную луну 237
ГЛАВА 145. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время поста
238
ГЛАВА 146. Что желательно говорить во время разговения 239
ГЛАВА 147. Что желательно говорить, если человек разговеется у кого-либо из
людей 239
ГЛАВА 148. С какой мольбой к Аллаху желательно обратиться в ночь предопределения
240
ГЛАВА 149. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время
уединения в мечети 240
Книга о словах поминания,
которые желательно произносить во время хаджжа 241
О словах поминания Аллаха, которые
желательно произносить во время обхода Каабы 244
О мольбах, с которыми желательно обращаться к Аллаху у “мультазама”,
расположенного между дверьми Каабы и Чёрным камнем 246
О мольбах, с которыми желательно обращаться к Аллаху в аль-Хиджре 246
О мольбах, с которыми желательно обращаться к Аллаху внутри Каабы 247
О словах поминания Аллаха, которые желательно произносить во время ритуального
бега между холмами ас-Сафа и аль-Марва 247
О словах поминания Аллаха и мольбах, с которыми желательно обращаться к Аллаху
паломнику, покидающему Мекку и направляющемуся к ‘Арафату 249
О словах поминания Аллаха и мольбах, с которыми желательно обращаться к Аллаху
паломнику, находящемуся на ‘Арафате 249
О словах поминания Аллаха, которые желательно произносить во время перемещения с
‘Арафата к Муздалифе 251
О словах поминания Аллаха, которые желательно произносить во время пребывания в
Муздалифе и аль-Маш‘ар аль-Харам 252
О словах поминания Аллаха, которые желательно произносить во время перемещения
из аль-Маш‘ар аль-Харам в Мину 253
О словах поминания Аллаха, которые желательно произносить в Мине в день
жертвоприношения 253
О словах поминания Аллаха, которые желательно произносить в Мине в дни ташрика
254
Что желательно говорить тому, кто испил воды Замзама 254
О посещении могилы посланника Аллаха, , и словах поминания Аллаха, которые
желательно произносить в это время 256
Книга о словах поминания
Аллаха во время джихада 259
ГЛАВА 150. О желательности обращения к
Аллаху с просьбами о мученической смерти за веру 259
ГЛАВА 151. О том, как имам побуждал командира боевого отряда бояться Аллаха
Всевышнего, и учил его сражаться с врагами, заключать с ними перемирие и делать
всё прочее, в чём тот нуждался 260
ГЛАВА 152. О том, что если правитель или командир боевого отряда захочет
выступить в поход, то согласно сунне ему следует показывать, что он намеревается
предпринять что-то другое 260
ГЛАВА 153. Мольба за тех, кто сражается или делает то, что помогает вести
сражение, и упоминание о том, что ободряет людей и побуждает их сражаться 261
ГЛАВА 154. Мольбы и произнесение слов “Аллаху акбар” во время боя и обращение к
Аллаху с просьбами выполнить обещание помочь верующим 261
ГЛАВА 155. О том, что во время боя запрещается повышать голос, если в этом нет
необходимости 265
ГЛАВА 156. О словах человека, который с целью устрашения своего врага говорит во
время сражения: «Я – такой-то!» 265
ГЛАВА 157. О желательности произнесения стихов в размере раджаз во время
сражения 266
ГЛАВА 158. О том, что человеку, получившему ранение, желательно проявлять
терпение, выказывать силу, считать благом то, что он был ранен на пути Аллаха,
так как это может привести его к мученической смерти за веру, и радоваться
этому, ибо для нас это не беда, а наша цель, предел наших надежд и наше заветное
желание 267
ГЛАВА 159. О том, что желательно говорить, если мусульмане добьются победы над
врагом 268
ГЛАВА 160. О том, что желательно говорить, если кто-нибудь станет свидетелем
поражения мусульман, да упасёт нас от этого Аллах! 268
ГЛАВА 161. Имам воздаёт хвалу тому, кто показал в бою своё умение сражаться 269
ГЛАВА 162. О том, что желательно говорить во время возвращения из военного
похода 269
Книга о словах поминания
Аллаха, которые желательно произносить путнику ГЛАВА 163. Просьба о
благословении и обращение за советом 270
ГЛАВА 164. О словах поминания Аллаха,
которые желательно произнести тому, кто принял решение отправиться в путь 270
ГЛАВА 165. О словах поминания Аллаха, которые желательно произнести тому, кто
хочет выйти из своего дома 272
ГЛАВА 166. О словах поминания Аллаха, которые желательно произнести тому, кто
вышел из своего дома 273
ГЛАВА 167. О том, что человеку, который собирается двинуться в путь, желательно
обратиться за наставлениями к праведным людям 275
ГЛАВА 168. О том, что остающемуся желательно поручить уезжающему обращаться к
Аллаху с мольбами за него в благих местах, даже если остающийся лучше уезжающего
275
ГЛАВА 169. Что желательно сказать тому, кто сядет верхом 275
ГЛАВА 170. Что желательно сказать тому, кто сядет на корабль 277
ГЛАВА 171. О желательности обращений к Аллаху с мольбами в пути 278
ГЛАВА 172. О произнесении путником слов “Аллаху акбар /Аллах велик/” при подъёме
на возвышенности и произнесении им слов “Субхана-Ллах /Слава Аллаху/” при спуске
в низины 278
ГЛАВА 173. О запрете слишком громко произносить слова “Аллах велик” и тому
подобные фразы 279
ГЛАВА 174. Желательно подгонять верблюдов пением для того, чтобы быстрее
двигаться, ободрять и успокаивать души и облегчать для них тяготы путешествия
279
ГЛАВА 175. Что желательно говорить, если из рук человека вырвется верховое
животное 279
ГЛАВА 176. Что желательно сказать тому, кто сядет верхом на строптивое животное
280
ГЛАВА 177. Что желательно сказать при виде какого-нибудь селения независимо от
того, пожелает ли человек войти в него 280
ГЛАВА 178. С какой мольбой желательно обратиться к Аллаху путнику, если он
испугается людей или кого-нибудь ещё 281
ГЛАВА 179. Что желательно говорить путнику, если гули будут представать перед
ним в разных обличьях 281
ГЛАВА 180. Что желательно говорить тому, кто остановится в каком-либо доме 282
ГЛАВА 181. Что желательно говорить тому, кто возвращается домой после поездки
282
ГЛАВА 182. Что желательно сказать путнику после утренней молитвы 283
ГЛАВА 183. Что желательно сказать путнику, который увидит родные места 284
ГЛАВА 184. Что желательно сказать путнику, который вернётся после поездки и
войдёт в свой дом 284
ГЛАВА 185. С какими словами желательно обратиться к тому, кто вернётся домой
после поездки 284
ГЛАВА 186. С какими словами желательно обратиться к тому, кто вернётся домой
после военного похода 284
ГЛАВА 187. С какими словами желательно обратиться к тому, кто вернётся домой
после совершения хаджжа, и что желательно говорить ему самому 285
Книга о словах поминания
Аллаха во время еды и питья 286
ГЛАВА 188. Что желательно сказать
человеку, если к нему придвинут еду 286
ГЛАВА 189. О желательности того, чтобы, предлагая гостям еду, хозяин сказал:
«Ешьте», или нечто подобное 286
ГЛАВА 190. О произнесении слов “С именем Аллаха” во время еды и питья 286
ГЛАВА 191. О том, что не следует порицать еду и питьё 289
ГЛАВА 192. О том, что в случае необходимости разрешается говорить: «Я не хочу
есть это», или: «Я не привык к такой пище»,
или говорить нечто подобное 289
ГЛАВА 193. О том, что человеку желательно хвалить пищу, которую он ест 290
ГЛАВА 194. Что желательно сказать постящемуся, когда подают угощение, если он не
намерен прерывать пост 290
ГЛАВА 195. Что желательно сказать человеку, которого пригласят на угощение, если
с ним будет кто-нибудь ещё 290
ГЛАВА 196. О том, как пророк, , увещевал и наставлял тех, кто ел неправильно 290
ГЛАВА 197. О том, что во время совместной трапезы желательно вести беседу 291
ГЛАВА 198. О том, что следует говорить и делать тому, кто ест, но не может
насытиться 292
ГЛАВА 199. О том, что желательно сказать человеку, если ему придётся есть вместе
с больным 292
ГЛАВА 200. О том, что, если гость или какой-нибудь другой человек уберёт руку от
угощения, желательно, чтобы хозяин сказал: «Ешь», и повторял эти слова, пока он
не удостоверится, что тот насытился (подобным образом желательно поступать и в
тех случаях, когда дело касается питья, благовоний и тому подобных вещей) 292
ГЛАВА 201. О том, что желательно сказать после еды 293
ГЛАВА 202. О мольбе за хозяев, с которой приглашённому и гостю желательно
обратится к Аллаху после еды 295
ГЛАВА 203. О мольбе, с которой человеку желательно обратиться к Аллаху за того,
кто напоит его водой, молоком или чем-нибудь ещё 296
ГЛАВА 204. О мольбе человека и побуждении к оказанию гостеприимства 296
ГЛАВА 205. О похвале тому, кто оказал уважение своему гостю 296
ГЛАВА 206. О том, что человеку желательно приветствовать гостя, воздавать Аллаху
Всевышнему хвалу за то, что у него находится гость, и благодарить Аллаха за то,
что Он дал ему возможность принять его 297
ГЛАВА 207. Что желательно говорить после еды 298
Книга о приветствии,
испрашивании разрешения, благопожелании чихнувшему и обо всём том, что с этим
связано 299
ГЛАВА 208. О достоинстве приветствий и
велении распространять их 299
ГЛАВА 209. О том, как следует приветствовать людей 301
ГЛАВА 210. Об указании на то, что нежелательно приветствовать людей, делая знак
рукой или подавая какие-нибудь другие знаки и ничего не говоря 304
ГЛАВА 211. Суждение о приветствии 305
ГЛАВА 212. О том, в каких случаях приветствовать людей желательно, в каких
нежелательно и в каких допустимо 310
ГЛАВА 213. О тех, кого следует или не следует приветствовать, и о тех, на
приветствия кого следует или не следует отвечать 311
Что следует говорить мусульманину, если он навестит больного из числа
находящихся под защитой 314
ГЛАВА 214. Об этике обращений с приветствиями и различных вопросах, которые
имеют к этому отношение 316
ГЛАВА 215. Об испрашивании разрешения 319
ГЛАВА 216. О различных вопросах, имеющих отношение к приветствию 322
О рукопожатии 326
О желательности того, чтобы человек просил своего праведного товарища навещать
его как можно чаще 330
ГЛАВА 217. Благопожелание чихнувшему и суждение о зевоте 330
Как следует поступить, если чихнёт иудей 335
ГЛАВА 218. О похвале 336
ГЛАВА 219. Самовосхваление и упоминание о собственных достоинствах 340
ГЛАВА 220. О различных вопросах, имеющих отношение к тому, о чём говорилось выше
342
Книга о словах поминания
Аллаха, которые произносятся при заключении брака, и о том, что с этим связано
344
ГЛАВА 221. Что желательно говорить тому,
кто придёт к близким женщины, чтобы посвататься к ней самому или посватать её за
другого 344
ГЛАВА 222. О предложении, с которым человек может обратиться к достойным людям,
желая выдать замуж за кого-нибудь из них свою дочь или другую женщину 344
ГЛАВА 223. Что следует говорить при заключении брака 345
ГЛАВА 224. Что говорят молодожёну после заключения брака 346
ГЛАВА 225. Что желательно сказать мужу, когда жена придёт к нему в первую
брачную ночь 347
ГЛАВА 226. Что желательно сказать мужчине после того, как к нему войдёт его жена
347
ГЛАВА 227. Что желательно сказать тому, кто собирается совершить половое
сношение (с женой) 348
ГЛАВА 228. Об играх и шутках мужчины с женой, а также о приятных словах, которые
он ей говорит 348
ГЛАВА 229. Правила приличия, которые следует соблюдать мужу, разговаривающему с
родственниками по линии жены 348
ГЛАВА 230. Что желательно говорить во время родов, когда женщина испытывает
мучения 349
ГЛАВА 231. Произнесение слов азана на ухо новорожденному 349
ГЛАВА 232. Обращение с мольбой к Аллаху во время совершения “тахника” 350
Книга об именах
ГЛАВА 233. Наречение новорожденного 351
ГЛАВА 234. Наречение выкидыша 352
ГЛАВА 235. Желательно дать новорожденному красивое имя 352
ГЛАВА 236. Об именах, которые больше всего любит Всемогущий и Великий Аллах 352
ГЛАВА 237. О желательности поздравлений и ответа на поздравление 353
ГЛАВА 238. Запрет на наречение новорожденных неприятными именами 353
ГЛАВА 239. Указание на допустимость использования в воспитательных целях грубого
слова при обращении к ребёнку, слуге, ученику и любому, кто подчинён человеку,
если он намерен удержать того от дурного и побудить его к исправлению 354
ГЛАВА 240. Обращение к незнакомому человеку 355
ГЛАВА 241. Ребёнку и ученику запрещается обращаться к отцу, учителю или шейху по
имени 355
ГЛАВА 242. О желательности замены имён на более хорошие 355
ГЛАВА 243. Разрешается сокращать имя, если человек, имя которого будет
сокращено, не сочтёт это обидным 358
ГЛАВА 244. Запрещается обращаться к людям по таким прозвищам, которые им не
нравятся 358
ГЛАВА 245. О том, что обращаться к человеку по прозвищу, которое ему нравится,
не только дозволено, но и желательно 358
ГЛАВА 246. О дозволенности использования куньи и желательности обращения к
достойным людям по кунье 359
ГЛАВА 247. Кунья даётся по имени старшего ребёнка 360
ГЛАВА 248. Кунья, составной частью которой не является имя одного из детей
человека 360
ГЛАВА 249. Кунья человека, у которого нет детей, и кунья маленького ребёнка 360
ГЛАВА 250. Запрет называться куньей Абу-ль-Касим 361
ГЛАВА 251. О том, что разрешается обращаться по кунье к неверному, приверженцу
нововведений и нечестивцу, если он известен другим только по его кунье, а также
в таких случаях, когда имеются основания опасаться, что упоминание его имени
ввергнет людей в искушение 362
ГЛАВА 252. О том, что мужчинам и женщинам можно давать куньи как по именам
сыновей, так и по именам дочерей 363
Книга о различных словах
поминания Аллаха 364
ГЛАВА 253. Желательно воздать Аллаху
Всевышнему хвалу и поблагодарить Его в случае получения доброй вести, которая
порадует человека 364
ГЛАВА 254. Что желательно сказать тому, кто услышит крик петуха, рёв осла или
лай собаки 364
ГЛАВА 255. Что желательно говорить при виде пожара 365
ГЛАВА 256. Что желательно сказать тому, кто собирается покинуть собрание 365
ГЛАВА 257. Обращение человека, встретившегося с кем-либо, с мольбой к Аллаху за
себя и за тех людей, которые с ним находились 366
ГЛАВА 258. О том, что нежелательно покидать собрание, не помянув Аллаха
Всевышнего 367
ГЛАВА 259. Поминание Аллаха в пути 367
ГЛАВА 260. Что желательно говорить в том случае, когда человеком овладевает гнев
368
ГЛАВА 261. Человеку, который любит кого-либо, желательно сообщить ему об этом;
что говорят в подобных случаях 369
ГЛАВА 262. Что желательно сказать тому, кто увидит человека, страдающего
какой-нибудь болезнью, или нечто подобное 370
ГЛАВА 263. Желательно, чтобы человек, у которого спрашивают о его делах и делах
тех, кого он любит, воздал хвалу Аллаху Всевышнему и сказал что-нибудь в ответ,
если он может сообщить, что у него всё в порядке 371
ГЛАВА 264. Что желательно сказать тому, кто придёт на рынок 371
ГЛАВА 265. Тому, кто заключил достойный похвалы брак, или сделал удачную
покупку, или совершил что-нибудь одобряемое шариатом, желательно сказать: «Ты
поступил правильно», или: «Ты поступил прекрасно», или нечто подобное 372
ГЛАВА 266. Что желательно сказать тому, кто
посмотрит на себя в зеркало 372
ГЛАВА 267. Что желательно говорить во время кровопускания 373
ГЛАВА 268. Что желательно говорить тому, у кого зазвенит в ухе 373
ГЛАВА 269. Что желательно говорить тому, у кого онемеет нога 373
ГЛАВА 270. Человеку разрешается проклинать тех, кто притесняет всех мусульман
или его одного 374
ГЛАВА 271. Отречение от приверженцев нововведений и грешников 376
ГЛАВА 272. Что желательно говорить, если человек приступит к устранению
порицаемого 377
ГЛАВА 273. Что желательно говорить человеку, который имеет обыкновение
непристойно выражаться 377
ГЛАВА 274. Что желательно сказать, если у человека споткнётся верховое животное
377
ГЛАВА 275. О том, что в случае смерти правителя тому, кто наследует власть,
желательно обратиться к людям, чтобы успокоить их, дать им наставление и
призвать их сохранять спокойствие и не отступаться от того, чего они
придерживались прежде 378
ГЛАВА 276. Мольба человека за того, кто сделал добро ему, или всем людям, или
некоторым из них, выражение благодарности такому человеку и побуждение к
совершению подобного и впредь 378
ГЛАВА 277. Желательно, чтобы даритель обратился к Аллаху с мольбой за того, кому
был сделан подарок, если, получив этот подарок, человек обратился к Аллаху с
мольбой за дарителя 380
ГЛАВА 278. Судье или правителю, который получит подарок и вернёт его, чтобы не
нарушать установлений шариата, или ввиду того, что подарок внушает ему сомнения,
или по какой-нибудь другой причине, желательно извиниться перед дарителем 380
ГЛАВА 279. Что желательно сказать тому, кто избавит человека от чего-либо, что
ему не нравится или заставляет его страдать 380
ГЛАВА 280. Что желательно сказать, если человек увидит первые плоды 381
ГЛАВА 281. Увещевая и обучая людей, желательно придерживаться умеренности 382
ГЛАВА 282. Достоинство указания на благо и побуждения к благому 382
ГЛАВА 283. Побуждение того, кому задали вопрос, ответа на который он не знает,
но знает того, кто может на него ответить, указать на этого человека задавшему
вопрос 383
ГЛАВА 284. Что следует сказать человеку, которого призовут положиться на решение
Аллаха 384
ГЛАВА 285. О необходимости отстраняться от невежд 385
ГЛАВА 286. Об увещевании человеком того, кто занимает более высокое положение,
чем он сам 386
ГЛАВА 287. Веление соблюдать условия договора и выполнять обещания 387
ГЛАВА 288. Желательно обратиться к Аллаху с мольбой за того, кто предложит
человеку свои деньги или что-нибудь ещё 388
ГЛАВА 289. Что желательно сказать мусульманину, если человек из числа
находящихся под защитой сделает ему добро 388
ГЛАВА 290. Что желательно говорить, если человек увидит в себе, своих детях,
своём имуществе или в чём-нибудь ещё то, что ему понравится, и убоится вреда от
дурного глаза 389
ГЛАВА 291. Что желательно говорить, если человек увидит то, что ему понравится,
или то, что ему не понравится 391
ГЛАВА 292. Что желательно сказать, если человек посмотрит на небо 391
ГЛАВА 293. Что желательно говорить, если человек посчитает что-либо дурным
предзнаменованием 392
ГЛАВА 294. Что желательно говорить при входе в баню 392
ГЛАВА 295. Что желательно сказать тому, кто купит раба, рабыню или верховое
животное, и что желательно сказать после того, как человек отдаст долг 393
ГЛАВА 296. Что желательно говорить тому, кто нетвёрдо держится на коне, и с
какой мольбой к Аллаху желательно за него обратиться 393
ГЛАВА 297. Знающему, как и любому другому человеку запрещается говорить с людьми
о том, чего они не понимают, как запрещается делать это, если есть основания
опасаться, что они исказят смысл сказанного и станут связывать не с тем, что
имелось в виду 393
ГЛАВА 298. Знающему и увещевающему следует призвать присутствующих к молчанию,
чтобы они ни на что не отвлекались, слушая его 394
ГЛАВА 299. Что следует сказать человеку, который служит примером для других,
если он сделает то, что покажется людям ошибочным, хотя на самом деле будет
правильным 394
ГЛАВА 300. Что желательно сказать последователю, если тот, за кем он следует,
совершит такой поступок или сделает нечто подобное 396
ГЛАВА 301. Побуждение к обращению за советом 397
ГЛАВА 302. Побуждение к произнесению добрых слов 397
ГЛАВА 303. О том, что желательно говорить ясно и разъяснять смысл сказанного
тому, кому это было сказано 398
ГЛАВА 304. О шутках 398
ГЛАВА 305. Ходатайство 399
ГЛАВА 306. О том, что желательно сообщать людям добрые вести и поздравлять их
401
ГЛАВА 307. О том, что разрешается выражать удивление словами “Нет бога, кроме
Аллаха! /Ля иляха илля-Ллах!/”, “Слава Аллаху! /Субхана-Ллах!/” и другими
подобными фразами 403
ГЛАВА 308. Побуждение к совершению одобряемого шариатом
и удержание от отвергаемого им 404
Книга о необходимости
следить за своим языком 407
ГЛАВА 309. Запретность хулы и сплетен 411
ГЛАВА 310. Разъяснение важных моментов, касающихся определения хулы 415
ГЛАВА 311. О том, что поможет отказаться о хулы 417
ГЛАВА 312. Какая хула является дозволенной 418
ГЛАВА 313. Если человек услышит, как хулят его шейха, товарища или кого-нибудь
ещё, ему следует отвергнуть слова хулы или объявить их ложью 422
ГЛАВА 314. Слова хулы, произносимые сердцем 423
ГЛАВА 315. Искупление хулы и принесение покаяния за неё 425
ГЛАВА 316. Распространение сплетен 427
ГЛАВА 317. О том, что передавать разговоры и речи людей представителям власти
запретно, если только это не обусловлено необходимостью, которая вызвана страхом
перед распространением порока
или иными подобными вещами 429
ГЛАВА 318. О том, что запрещается порочить подтверждаемое шариатом происхождение
людей 429
ГЛАВА 319. Запрещается превозноситься над людьми 429
ГЛАВА 320. Запретно открыто радоваться несчастью мусульманина 430
ГЛАВА 321. Запретно проявлять презрение по отношению к мусульманам и насмехаться
над ними 430
ГЛАВА 322. Строгое запрещение лжесвидетельства 431
ГЛАВА 323. О том, что запретно попрекать людей подарками, равно как и иными
подобными вещами 432
ГЛАВА 324. О запретности призывания проклятий 432
О том, что разрешается проклинать грешников, не называя их по именам 434
ГЛАВА 325. О том, что запретно отгонять окриками бедных, слабых, сирот,
просителей и подобных им людей, с которыми следует говорить мягко и вести себя
скромно 438
ГЛАВА 326. О выражениях, использование которых нежелательно 438
Строго запрещается обращаться к мусульманину со словами «О неверный!» 441
Об использовании при обращении к людям слова “господин” /сайид/ 445
О запретности поношения ветра 448
Нежелательно также поносить горячку 448
О запретности поношения петуха 448
О том, что запретно взывать к Аллаху так, как это было принято делать во времена
джахилийи 448
О том, что двоим собеседникам запрещается перешёптываться в присутствии третьего
450
О том, что жене запрещается описывать мужу или иному человеку прелести другой
женщины, если только он не нуждается в этом для осуществления соответствующей
шариату цели, например, для женитьбы 450
Нежелательно называть радугу луком Кузаха 452
Нежелательно просить ради Аллаха Всевышнего что-либо, кроме рая 454
Нежелательно отказывать тому, кто просит или ходатайствует о чём-либо ради
Аллаха Всевышнего 454
ГЛАВА 327. Запретность лжи и указание на различные её виды 462
ГЛАВА 328. Шариат побуждает человека удостоверяться в достоверности того, что он
рассказывает, и запрещает передавать дальше всё, что он слышит, если он не
считает это правдивым 464
ГЛАВА 329. Отговорки и двусмысленности 465
ГЛАВА 330. Что желательно говорить и делать тому, кто произнесёт мерзкие слова
467
ГЛАВА 331. О словах, которые отдельные улемы считали достойными порицания, хотя
на самом деле таковыми они не являются 468
Книга, в которой приводятся
примеры обращений с мольбами к Аллаху, подходящих для любых случаев 473
ГЛАВА 332. Об этике обращений с мольбами
к Аллаху 484
ГЛАВА 333. Мольба человека, который использует упоминание о своих праведных
делах как средство снискания благоволения Аллаха Всевышнего 487
ГЛАВА 334. Обращаясь с мольбами к Аллаху, следует воздеть руки к небу, а потом
провести ими по лицу 488
ГЛАВА 335. Желательно повторять слова мольбы 489
ГЛАВА 336. Побуждение к присутствию сердца во время обращения к Аллаху с
мольбами 489
ГЛАВА 337. О достоинстве мольбы за отсутствующего 489
ГЛАВА 338. О желательности обращения к Аллаху с мольбой за того, кто оказал
человеку благодеяние, и о том, как это следует делать 490
ГЛАВА 339. О том, что человеку желательно просить достойных людей, чтобы те
обращались к Аллаху с мольбами за них, даже если проситель достойнее, того, к
кому он обращается с такой просьбой, а также об обращениях с мольбами в святых
местах 490
ГЛАВА 340. Взрослому и дееспособному мусульманину, запрещается призывать
проклятия на самого себя, своих детей, слуг или имущество 491
ГЛАВА 341. Указание на то, что в ответ на мольбу мусульманина ему будет даровано
то, чего просит, или нечто иное, а также на то, что не следует торопить Аллаха с
ответом 491
Книга о приветствии,
испрашивании разрешения, благопожелании чихнувшему и обо всём том, что с этим
связано 493
ГЛАВА 342. О том, что запретно хранить
молчание весь день до наступления ночи 497
Указатель передатчиков
хадисов 508
Указатель источников 514
Глоссарий 518
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
- см. раздел "Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др."
|