Общеобразовательные |
Правообладателям
Культурология. Под ред.
Фортунатовой В.А., Шапошникова Л.Е.
М.:
2003 — 303 с.
В учебном пособии в живой литературной форме на
конкретных примерах, взятых из истории развития национальных культур и различных
сфер культуры, раскрываются основные понятия культурологии - культура,
цивилизация, морфология культуры и ее функции, культурогенез, ценности, нормы и
институты культуры, культурная идентичность и т.д. Авторы ставили своей целью
системные знания по культуре сделать базой для умения оценивать и осваивать
достижения культуры, включаться в межкультурный диалог, развивать и
ретранслировать культурные достижения.
Для студентов вузов гуманитарных факультетов.
Формат: pdf
Размер:
3,6 Мб
Смотреть, скачать:
docs.google.com
;
rusfolder.com
ВВЕДЕНИЕ
Культурология принадлежит к числу молодых научных и учебных дисциплин.
Это вызывает по отношению к ней двойственную реакцию. С одной стороны, -
интерес и уважение, что проявляется в стремительном росте публикаций в
этой сфере, в широком распространении культурологических знаний,
методик, технологий и т.д.
С другой, - ярко выраженный скепсис, обусловленный тем, что это наука о
культуре, к которой относится все, что создано человеком. Выходит, что
культурология обращена ко всему, что нас окружает. Подобный универсализм
вызывает опасение, что у неё нет своего предмета исследования, нет четко
очерченных границ, что ее можно, наконец, заменить любыми другими
гуманитарными науками, а культурологию отнести к явлениям
интеллектуальной «моды». Гонения на эту «паранауку», какой считают ее
некоторые строгие судьи, существенно тормозит внедрение ее в сознание
современников.
Существует хорошо всем известное параллельное существование всех
базисных понятий в жизни человека и общества: земледелие и культура
земледелия, труд и культура труда, мышление и культура мышления,
образование и культура образования. Различие между этими понятиями
очевидно.
Точно так же мы знаем антропологию и культурную антропологию, социологию
и социальную культурологию, историю и историческую культурологию,
философию и философию культуры... Эти похожие и во многом близкие науки
базируются на разных модальностях, на разных «онтологических и
нормативных гипотезах о мипе» .
Важнейшими функциями современной культуры являются регламентация,
придание порядка и стройности, уменьшение степени неопределенности,
поиск гармонии. Культурология дает систему координат на этом пути. Она
стремится объяснить характер взаимоотношений между технологической,
социальной и собственно культурными сферами.
Почему это так актуально? М.Вебер писал уже о «разочаровании» мира
наукой, вызванного тем, что безличностное объяснение мира и природы, чем
занято естествознание, лишает их смысла и значения. Роль культуры в этих
условиях создать наполненное смыслом мировоззрение.
Новая технологическая эра, которая наступает на наших глазах, должна
предоставить простор новым формам человеческого самовыражения, но это
потребует сплава науки и искусства , ибо наука это средство, а искусство
- цель культуры.
В современном обществе широко бытует ошибочное
представление, что культура - владение только тех, кто своей
деятельностью включен в гуманитарную практику. Но жизнь доказала высокую
степень востребованности знаний о культуре для решения как
теоретических, так и социально значимых проблем и в негуманитарной
сфере.
Вот почему это учебное пособие адресовано в первую очередь студентам
технических специальностей и направлений. Оно ставит своей целью дать
представление о возможных культурных решениях собственных
профессионально-человеческих проблем.
Пособие построено на триаде «дух-человек-материя» и предельно
структурировано с целью компрессии большого фактографического материала.
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
- см. раздел "Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др."
|