Общеобразовательные |
Правообладателям
Прокофьев
Серия "Великие композиторы" №23,
2006 - 16 с.
Серге́й Серге́евич Проко́фьев (1891—1953) — русский
и советский композитор, один из крупнейших композиторов XX века. Лауреат
Сталинской премии (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951).
Формат: pdf / zip
"Великие композиторы" №
23
(Традиция и новаторство...)
Размер:
3,9 Мб
Скачать / Download файл
ПРОКОФЬЕВ, СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1891–1953),
русский композитор, пианист и дирижер. Родился 11 (23) апреля 1891 в
Сонцовке Екатеринославской губернии. В шесть лет сочинял циклы маленьких
фортепианных пьес, в девять стал автором детской оперы. Пройдя
подготовительный курс с Р.М.Глиэром, Прокофьев в возрасте 13 лет
поступил в Петербургскую консерваторию (окончил по классу композиции в
1909, по классу фортепиано – в 1914). Его учителями были А.К.Лядов,
Н.А.Римский-Корсаков, Н.Н.Черепнин, А.Н.Есипова и другие. Оканчивая
консерваторию по классу фортепиано, он сыграл с оркестром свой Первый
фортепианный концерт и получил почетную премию имени А.Г.Рубинштейна.
Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных споров в музыкальных
кругах. Для его ранних сочинений характерны гротесковость, сатирические
мотивы; это музыка принципиально антиромантическая, зачастую – жестко
звучащая, пронизанная диссонансами, очень энергичная в ритмическом
отношении. Наиболее примечательны в этом периоде балет Шут (Сказка про
шута, семерых шутов перешутившего, 1915), опера Игрок по одноименному
роману Достоевского (1915–1916), несколько инструментальных концертов и
сонат, Скифская сюита (1915) и кантата Семеро их (1917). Один из
шедевров раннего Прокофьева – его Классическая симфония (1917), образец
«новой простоты»: ею композитор словно продемонстрировал критикам свое
блестящее владение неоклассическим стилем.
В 1918 он отправился на гастроли в США, где в 1919 завершил комическую
оперу Любовь к трем апельсинам (поставлена в 1921 Чикагским оперным
театром). К этому времени относится также великолепный Третий
фортепианный концерт. В 1922 Прокофьев переселился в Германию, а в 1923
перебрался в Париж, где провел следующее десятилетие, выезжая в
длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (он выступал
как пианист и как дирижер). В Париже антреприза Сергея Дягилева «Русский
балет», которая еще в 1921 показала прокофьевского Шута, поставила его
следующие балеты – Стальной скок (1927) и Блудный сын (1928). В
1925–1931 появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и
Пятый фортепианные концерты, в которых стиль Прокофьева достиг пика
напряженности и остроты.
В 1933 Прокофьев вернулся в Россию. В последующие годы он много работал
в разных жанрах; среди сочинений этого периода – балеты Ромео и
Джульетта (1935) и Золушка (1944); детская сказка для чтеца и оркестра
Петя и волк (1936); музыка к кинофильмам Поручик Киже (1934), Александр
Невский (1938) и Иван Грозный (1945). Во время Великой отечественной
войны и после нее он создал ряд патриотических произведений, а также
оперы Обручение в монастыре по комедии Шеридана (1940–1941) и Война и
мир по роману Толстого (1941–1942), несколько камерно-инструментальных
ансамблей, много фортепианной музыки разных жанров. После войны
состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952)
симфоний.
В 1948 Прокофьев подвергся нападкам за «формалистический» стиль музыки и
симпатии к «вырождающемуся» искусству Запада (что не помешало ему в 1951
получить Сталинскую премию, шестую по счету).
Умер Прокофьев в Москве 5 марта 1953.
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
- см. раздел "Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др."
|