|
Educational resources of the Internet - Art. Образовательные ресурсы Интернета - Искусство. |
||
Правообладателям Римский-Корсаков
Серия "Великие композиторы" №11, 2006 - 16 с.
Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 (18) марта
1844, Тихвин — 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская
губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель,
музыкальный критик; представитель «Могучей кучки», автор 15 опер, 3 симфоний,
симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат,
камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки. Формат: pdf / zip "Великие композиторы" № 11 (Море и музыка...) Размер: 2,4 Мб
Римский - Корсаков Николай Андреевич
[6(18).3.1844, Тихвин, — 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне
Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр,
общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил
образование в петербургском Морском корпусе, по окончании которого
(1862) участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (Европа, Северная и
Южная Америка). В 1859—60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. В 1861
стал членом музыкально-творческого содружества «Могучая кучка». Под
руководством М. А. Балакирева, оказавшего на Римского-Корсакого большое
творческое влияние, создал 1-ю симфонию (1862—65; 2-я редакция 1874). В
60-х гг. написал ряд романсов (около 20), симфонических произведений, в
том числе музыкальную картину «Садко» (1867, окончательная редакция
1892), 2-ю симфонию «Антар» (1868, позже названную сюитой, окончательная
редакция 1897); оперу «Псковитянка» (по драме Л. А. Мея, 1872,
окончательная редакция 1894). С 70-х гг. музыкальная деятельность
Римского-Корсакого значительно расширилась: был профессором
Петербургской консерватории (с 1871), инспектором духовых оркестров
военно-морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной
школы (1874—81), помощником управляющего Придворной певческой капеллы
(1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882), выступал в качестве
дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов. Направление
творчества Римского-Корсакого тех лет во многом определялось его
глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х
гг. Отсюда живой интерес композитора к русскому фольклору (особенно
древнейшим его пластам). Он составил сборник «100 русских народных
песен» (1876, изд. 1877, гармонизовал русские песни, собранные Т. И.
Филипповым («40 песен», изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией
народных обрядов отразилось в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю,
1878) и особенно в «Снегурочке» (по А. Н. Островскому, 1881) — одном из
наиболее вдохновенных и поэтических сочинений Римского-Корсакого, а
также в написанных позднее операх «Млада» (1890), «Ночь перед
рождеством» (по Гоголю, 1895). В 80-е гг. создано большинство
симфонических произведений, в том числе «Сказка» (1880), «Симфониетта на
русские темы» (1885), «Испанское каприччио» (1887), сюита «Шехеразада»
(1888), увертюра «Светлый праздник» (1888). Во 2-й половине 90-х гг.
творчество Римского-Корсакого приобрело исключительную интенсивность и
разнообразие. После оперы-былины «Садко» (1896), с её красочным
контрастом эпических картин новгородского быта и фантастических
«подводных» сцен, Римский-Корсаков сосредоточивает внимание на
внутреннем мире человека. Стремление к углублённой лирической
выразительности проявляется в романсах (1897—98), операх «Моцарт и
Сальери» (на текст А. С. Пушкина, 1897), «Боярыня Вера Шелога» (пролог к
опере «Псковитянка», 1898) и наиболее полно раскрывается в опере
«Царская невеста» (по Мею, 1898) — напряженно-экспрессивной драме на
историко-бытовой основе. Опера «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину,
1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации
народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 в. Дыхание
времени проявилось и в величественной опере-легенде «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), и в двух операх-сказках:
«Кащей бессмертный» (1901) и «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907).
О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."
|
||
|
||
|