Общеобразовательные |
Правообладателям
Брамс
Серия "Великие композиторы" №16,
2006 - 16 с.
Серия "Великие композиторы" №25,
2007 - 16 с.
Иоганнес Брамс (нем. Johannes Brahms) (7 мая 1833,
Гамбург — 3 апреля 1897, Вена) — один из наиболее крупных немецких композиторов.
Формат: pdf / zip
"Великие композиторы" №
16
(Наследник Бетховена...)
Размер:
4,0 Мб
Скачать / Download файл
Формат: pdf / zip
"Великие композиторы" №
25
(Дружба с семьей Шуманов...)
Размер:
4,2 Мб
Скачать / Download файл
Первые уроки музыки Брамсу давал отец,
впоследствии он учился у О.Косселя, о котором всегда вспоминал с
благодарностью. В 1843 Коссель передал своего ученика Э.Марксену.
Марксен, педагогика которого основывалась на изучении произведений Баха
и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с необыкновенным дарованием. В
1847, когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: 'Один мастер ушел, но
другой, более крупный, идет ему на смену - это Брамс'.
В 1853 Брамс закончил учение и в апреле того же года отправился в
концертное турне со своим другом, Э.Ременьи: Ременьи играл на скрипке,
Брамс на фортепиано. В Ганновере они встретились с другим известным
скрипачом, Й.Иоахимом. Тот был поражен мощью и огненным темпераментом
музыки, которую Брамс показал ему, и два молодых музыканта (Иоахиму было
тогда 22 года) стали близкими друзьями. Иоахим дал Ременьи и Брамсу
рекомендательное письмо к Листу, и они отправились в Веймар. Маэстро
проиграл с листа некоторые сочинения Брамса, и они произвели на него
столь сильное впечатление, что он тут же захотел 'причислить' Брамса к
передовому направлению - Новонемецкой школе, которую возглавляли он сам
и Р.Вагнер. Однако Брамс устоял перед обаянием личности Листа и блеском
его игры. Ременьи остался в Веймаре, Брамс же продолжил свои странствия
и в конце концов оказался в Дюссельдорфе, в доме Р.Шумана.
Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, уже слышали о Брамсе от
Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его
сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами. Брамс прожил в
Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг, где его концерт
посетили Лист и Г.Берлиоз. К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он
покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем,
о котором в статье великого Шумана было сказано: 'Вот музыкант, который
призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени'.
В феврале 1854 Шуман в нервном припадке попытался покончить с собой; его
отправили в лечебницу, где он влачил свои дни до самой кончины (в июле
1856). Брамс поспешил на помощь семье Шумана и в период тяжких испытаний
заботился о его жене и семерых детях. Вскоре он влюбился в Клару Шуман.
Клара и Брамс по обоюдному согласию никогда не говорили о любви. Но
глубокая взаимная привязанность сохранилась, и в течение всей своей
долгой жизни Клара оставалась ближайшим другом Брамса.
В осенние месяцы 1857-1859 Брамс служил придворным музыкантом при
небольшом княжеском дворе в Детмольде, а летние сезоны 1858 и 1859
проводил в Геттингене. Там он встретился с Агатой фон Зибольд, певицей,
дочерью университетского профессора; Брамс был серьезно увлечен ею,
однако поспешил ретироваться, когда речь зашла о браке. Все последующие
сердечные увлечения Брамса носили мимолетный характер. Умер он
холостяком.
Семья Брамса по-прежнему жила в Гамбурге, и он постоянно ездил туда, а в
1858 снял для себя отдельную квартиру. В 1858-1862 он успешно руководил
женским любительским хором: это занятие очень нравилось ему, и он
сочинил для хора несколько песен. Однако Брамс мечтал о месте дирижера
гамбургского Филармонического оркестра. В 1862 прежний руководитель
оркестра умер, но место досталось не Брамсу, а Ю.Штокхаузену. После
этого композитор решился на переезд в Вену.
К 1862 роскошный красочный стиль ранних фортепианных сонат Брамса
уступает место стилю более спокойному, строгому, классичному, что
проявилось в одном из лучших его произведений - Вариациях и фуге на тему
Генделя. Брамс все дальше отходил от идеалов Новонемецкой школы, и его
неприятие Листа достигло кульминации в 1860, когда Брамс и Иоахим
опубликовали весьма резкий по тону манифест, в котором, в частности,
говорилось, что сочинения последователей Новонемецкой школы
'противоречат самому духу музыки'.
Первые концерты в Вене были встречены критикой не слишком дружелюбно,
однако венцы охотно слушали Брамса-пианиста, и вскоре он завоевал
всеобщую симпатию. Остальное было делом времени. Он уже не бросал вызова
коллегам, его репутация окончательно установилась после громкого успеха
Немецкого реквиема, исполненного 10 апреля 1868 в кафедральном соборе
Бремена. С этих пор самыми заметными вехами биографии Брамса становятся
премьеры его крупных сочинений, таких, как Первая симфония до минор
(1876), Четвертая симфония ми минор (1885), квинтет для кларнета и
струнных (1891).
Его материальное благосостояние росло вместе со славой, и теперь он дал
волю своей любви к путешествиям. Он посещал Швейцарию и другие
живописные места, несколько раз ездил в Италию. До конца жизни Брамс
предпочитал не слишком трудные путешествия, и потому его излюбленным
местом отдыха стал австрийский курорт Ишль. Именно там 20 мая 1896 он
получил известие о смерти Клары Шуман. Тяжело заболев, он скончался в
Вене 3 апреля 1897.
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
- см. раздел "Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др."
|