Общеобразовательные |
Правообладателям
Штраус
Серия "Великие композиторы" №7,
2006 - 16 с.
Иоганн Штраус (сын) (нем. Johann Strauß; 25 октября
1825, Вена — 3 июня 1899, там же) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач.
За свою бурную жизнь Штраус создал огромное количество произведений: 168
вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую
оперу и балет. Он автор знаменитейших вальсов, среди которых Сказки Венского
леса, Голубой Дунай, Прощание с Петербургом. Мечта его, которую он лелеял с
детства, сгорая от зависти к собственному отцу, сбылась: именно он, а не его
отец стал «Королем вальсов».
Формат: pdf / zip
"Великие композиторы" №
7
(Король вальса...)
Размер:
2,4 Мб
Скачать / Download файл
История жизни Иоганна Штрауса похожа на
бульварное чтиво: события меняются, не застревая надолго на одной
странице, чувства меняются, вальсы льются, как из рога изобилия. Но,
разумеется, все не так просто.
Отца композитора также звали Иоганном (1804-49). Чтобы избежать
путаницы, до сих пор говорят об "Иоганне Штраусе-отце" и "Иоганне
Штраусе-сыне". Дело усложняет то, что и отец и сын Штраусы оба были
композиторами. Но вначале разберемся с отцом.
Именно он прославил жанр вальса и был одним
из его создателей в том виде, в каком он звучит и в наши дни. Путь отца
к композиторскому признанию был очень труден, практически из ничего, из
нищеты и дилетантизма. Невероятная целеустремленность, желание во что бы
то ни стало стать первым вальсовым композитором Австрии сделали
Иоганна-старшего эгоистичным и себялюбивым, а его жену, рожавшую ему в
год по ребенку, - глубоко несчастной. В течение десяти лет семья была
вынуждена менять квартиры каждый год, и в каждой новой рождался
очередной маленький Штраус. Не стоит и говорить о том, что отец не
принимал никакого участия в воспитании своих детей, не желал вникать ни
в какие семейные, бытовые проблемы. Дело обстояло гораздо хуже. Он нашел
в том же доме, только в другой квартире, молодую женщину, с которой
завел столь бурный роман, что результатом его стали семеро(!) детей,
рождавшиеся чуть ли не одновременно с его "законными". При этом отец не
только не прятался от общественного мнения, но и проделывал все это с
неким вызовом, совершенно унижая презрением свою бедную жену. Вот в
такой обстановке рос Иоганн-младший. А вместе с ним в его детской душе
росла ненависть...
Однажды юноша дал себе клятву отомстить отцу. Нет, не кинжалом или
пистолетом. Он решил в тайне от отца (который запрещал это!) учиться
музыке. Мальчик мечтал стать знаменитым композитором, писать вальсы
лучше своего родителя; а дальше его мечты рисовали ему картину, как отца
увольняют из имперского придворного оркестра, а на это место назначают
его - Иоганна-младшего... То ли обида на отца была столь велика, то ли
талант молодого Иоганна расцветал так бурно, но через несколько лет он
действительно стал известен как дирижер и композитор. Вся Вена
заговорила о том, что сын пришел на смену Штраусу-старшему. Однако того
не так-то просто было сдвинуть с места. К тому же императорский двор
весьма неодобрительно отнесся к попыткам молодого композитора посягнуть
на карьеру отца, усмотрев в этом попрание моральных принципов. Так или
иначе, пока был жив отец, Иоганн-младший не имел доступа к главным
оркестрам Вены. Да и когда тот внезапно скончался, власти не сразу
допустили прыткого юношу к придворному оркестру.
Штраусу помогло Русское правительство. По заказу управления железных
дорог он был приглашен в город Павловск, под Петербургом, где в течение
нескольких сезонов должен был работать в качестве дирижера и композитора
за прекрасный, поистине царский гонорар. Это место сразу все изменило в
его жизни: улучшило материальное положение, принесло известность,
подвигло на создание прекрасных вальсов, а также позволило пережить один
из самых пленительных романов. Девушка, которую полюбил композитор, была
аристократкой Ольгой Смирницкой. Она принадлежала к самому высшему
петербургскому обществу. Подробности этой любви остались, конечно, между
ними. В нашем кинематографе есть фантазия на эту тему - фильм "Прощание
с Петербургом". Общеизвестным фактом является то, что родители девушки
не могли позволить ей выйти замуж за безродного музыканта. И еще
известен вальс Штрауса, посвященный Ольге - "Проказница". Вальс "Ольга"
не имеет отношения к любовной истории и посвящен одному из членов
царской фамилии.
Сюда же, в Россию, Штраус вызывал и своих братьев, из которых непременно
хотел сделать композиторов и дирижеров - Эдуарда и Йозефа. Это ему
действительно удалось: братья стали композиторами, но сильно уступающими
в таланте своему благородному брату.
Говорят, что у Штрауса было четырнадцать невест. Вена говорила о его
похождениях, видимо, считая это естественным: ведь он был сыном своего
отца. Однако, сколько бы там ни насчитывали романов венские болтушки,
женился Иоганн внезапно и на столь одиозной женщине, что город был
потрясен. Бывшая актриса Етти Трефц была старше его на семь лет. До
встречи со Штраусом она жила то с одним, то с другим содержателем, в
результате чего имела семерых детей. Когда она познакомилась с Иоганном,
она решила круто изменить свою жизнь, посвятив себя целиком гению. Детей
каким-то образом распределила между любовниками и вышла замуж за
композитора. Она стала ему настоящей матерью, его защитником, его
импресарио, его нянькой. Вся их семейная жизнь была построена только
исходя из желаний и прихотей "Жана", как его называла Етти. На гонорары
они построили дом по ее плану и под строгим контролем, с учетом
распорядка жизни "Жана". У Штрауса была привычка писать вальсы, переходя
из комнаты в комнату, поэтому везде Етти велела расставить письменные
столы, даже на кухне. Когда они бывали на приемах и ужинах, она заводила
разговоры с "нужными" людьми, добывая для "Жана" новые заказы. Он стал
ее восьмым, любимым дитятей.
Все это продолжалось в течение шестнадцати лет. За это время слава
Штрауса выросла настолько, что он действительно стал первым вальсовым
композитором Вены, а его музыка - дыханием Пратера. В 1878 году Етти
получила письмо от одного из своих брошенных сыновей. Содержание письма
осталось неизвестным. Только прочитав его, Етти сильно побледнела и -
умерла.
Трудно словами описать состояние Штрауса после ее смерти. Он потерял не
только жену, но и жизненную опору. Но каково же было изумление
окружающих, когда после таких страданий, спустя всего-навсего месяц
Иоганн женился! Его избранницей стала опять актриса, только уже не
бывшая, а очень даже настоящая - молодая, тщеславная и ... Стареющий
композитор буквально сгорал от страсти к ней, не замечая недостатков
своей Анжелики, а главное - не видя того, о чем уже заговорили вокруг
него. Но в один прекрасный день, когда Анжелики не было дома, к нему в
гости приехала сестра Анна. В простых, непритязательных выражениях, как
было принято между братом и сестрой, она поведала о том, где и с кем
прелестная Анжелика проводит дни, а часто и ночи. Штраус был вне себя от
унижения, гнева и - растерянности. Он так не привык быть один.
Его одиночество не было затянувшимся. На этот раз Штраус, летящий по
жизни легким перышком, упал в заботливые руки молодой вдовы по фамилии
тоже Штраус. Оказалось, она уже давно ждала подобного момента для того,
чтобы повторить для композитора роль Етти Трефц - роль преданной собаки,
и считала себя вполне пригодной для такой жизни. Они поженились и жили
вместе уже до конца дней композитора. А умер Штраус в 1899 году от
воспаления легких. Его хоронила вся Вена. Мечта его, которую он лелеял с
детства, сгорая ненавистью к собственному отцу, сбылась: именно он, а не
его отец стал Королем вальсов. Имя его слилось с именем и обликом города
на "прекрасном голубом Дунае".
За свою бурную жизнь Штраус создал огромное количество произведений: 168
вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт,
комическую оперу и балет. Несмотря на то, что почти вся эта музыка
сочинялась для того, чтобы под нее танцевали, она уже давно превратилась
в символ праздника и любви. Популярность штраусовских мелодий такова,
что с легкостью перешагивает через границы, сквозь время и стили,
сохраняя молодость, хотя и не претендуя на философский размах.
В 1938 году Австрия стала частью "Великогерманского рейха". Власти
занялись пересмотром многих архивов и документов на предмет чистоты
арийской крови. Подвергся этой процедуре и один из венских церковных
приходов. Каково же было недоумение представителей этой власти, когда
они обнаружили там документы, где черным по белому было написано о том,
что предки Иоганна Штрауса были... евреями, бежавшими в Австрию из
Венгрии! Это значило, что и сам композитор был... (сами понимаете).
Представители заметались. Уже на территории рейха была запрещена музыка
Мендельсона и Оффенбаха, но как быть в этом случае? После долгих
совещаний и докладов оригинал документа был надежно упрятан в
наисекретнейший архив, а вместо него положена копия, где в родословной
Штрауса было все "чисто". Только такой выход из положения показался
нацистам реальным. Оказалось возможным запретить многое, очень многое.
Вальсы Штрауса - невозможно.
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
- см. раздел "Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др."
|