Общеобразовательные |
Правообладателям
Вагнер
Серия "Великие композиторы" №38,
2007 - 16 с.
Вильге́льм Ри́хард Ва́гнер (нем. Wilhelm Richard
Wagner, обычно без первого имени — просто Рихард Вагнер; 22 мая 1813, Лейпциг —
13 февраля 1883, Венеция) — немецкий оперный композитор, дирижёр, драматург
(автор либретто своих опер), философ, революционер. Оказал значительное влияние
на европейскую культуру рубежа веков, особенно модернизм. С другой стороны,
мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий
национализм начала XX века, в том числе на национал-социализм.
Формат: pdf / zip
"Великие композиторы" №
38
(Великий оперный реформатор...)
Размер:
4,3 Мб
Скачать / Download файл
Вагнер — крупнейший зарубежный композитор
второй половины XIX века. Своим творчеством он завершил развитие
немецкой романтической оперы и внес значительный вклад в историю
мирового музыкального искусства. Центральное место в наследии Вагнера
занимают оперы (всего их тринадцать), в которых запечатлен национальный
склад характера, воссозданы легенды и предания немецкого народа,
величавые картины природы. В его операх заключен богатый, сложный мир
идей и человеческих переживаний: высокая героика борьбы и низость
вероломства, жажда подвигов и философские раздумья, красота
самопожертвования и могущество любви. Вагнер был не только гениальным
композитором, но и одаренным драматургом — автором либретто всех своих
опер и выдающимся дирижером — одним из основоположников современного
дирижерского искусства, и ярким острым публицистом. Вся его жизнь
насыщена неустанными исканиями, упорным трудом, полна творческого
горения.
Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Он рос в
артистической среде и рано обнаружил интерес к театру и литературе.
Первые композиторские опыты Вагнера относятся к 1828 году. Успех пришел
с оперой «Риенци, последний римский трибун» (1838—1840).
Творческая индивидуальность Вагнера ярко раскрылась в операх 1840-х
годов, законченных в Дрездене, где после многолетних скитаний композитор
получил постоянное место дирижера оперного театра. В «Летучем Голландце»
(«Моряк-скиталец», 1840—1841), «Тангейзере» (1843—1845) и «Лоэнгрине»
(1845—1848) с большим художественным мастерством воплощены сюжеты и
образы народных легенд и сказаний. Эти оперы создавались в атмосфере
общественного подъема, приведшего к революции 1848—1849 годов. После
подавления дрезденского восстания, в котором Вагнер принимал
непосредственное участие, он был вынужден покинуть родину.
Композитор переехал в Швейцарию, где продолжал работу над произведением,
которому отдал в общей сложности четверть века своей жизни — над
тетралогией «Кольцо нибелунга», состоящей из четырех опер: «Золото
Рейна» (1852—1854), «Валькирия» (1852—1856), «Зигфрид» (1851—1871),
«Гибель богов» (1848—1874). В основу сюжета положены эпические сказания
о Зигфриде — народном герое, бесстрашном победителе темных сил.
Одновременно создавались другие оперы, явившиеся наряду с тетралогией
наиболее зрелыми творениями Вагнера: скорбная поэма о любви и смерти
«Тристан и Изольда» (1857—1859), также основанная на средневековой
легенде, и солнечная, насыщенная оптимизмом опера «Нюрнбергские
мейстерзингеры» (1861—1867), начатая в самые тяжелые годы жизни
композитора.
В 1864 году в личной судьбе Вагнера произошел крутой перелом:
покровительство короля Людвига Баварского дало ему возможность
осуществить свои художественные планы. Ряд вагнеровских опер был
поставлен в Мюнхене, а в 1872 году состоялась закладка специального
вагнеровского театра в небольшом баварском городке Байрейте. Открытие
Байрейтских торжеств (1876), на которых впервые полностью прозвучало
«Кольцо нибелунга», явилось вершиной славы Вагнера. На следующем
Байрейтском фестивале (1882) была поставлена последняя опера композитора
— мистерия «Парсифаль» (1877—1882).
Умер Вагнер 13 февраля 1883 года в Венеции.
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
- см. раздел "Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др."
|