Общеобразовательные |
Правообладателям
Шуман
Серия "Великие композиторы" №12,
2006 - 16 с.
Серия "Великие композиторы" №22,
2006 - 16 с.
Ро́берт Шу́ман (нем. Robert Schumann; 8 июня 1810,
Цвиккау — 29 июля 1856) — немецкий (саксонский) композитор и пианист. Один из
самых известных композиторов первой половины XIX века, представлявших
направление романтизма.
Формат: pdf / zip
"Великие композиторы" №
12
(Мечта о недосягаемом...)
Размер:
2,4 Мб
Скачать / Download файл
Формат: pdf / zip
"Великие композиторы" №
22
(Клара и Роберт...)
Размер:
4,2 Мб
Скачать / Download файл
Шуман (Schumann) Роберт Александер
(8.6.1810, Цвиккау, — 29.7.1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в
Бонне), немецкий композитор и музыкальный писатель. Родился в семье
книгоиздателя; уже в детстве проявил разностороннее художественное
дарование, в том числе музыкальное (учился у педагога и органиста И. Г.
Кунча). С 13 лет выступал как пианист. С 1828 изучал юриспруденцию в
Лейпцигском и Гейдельбергском университетах и одновременно
совершенствовал мастерство игры на фортепьяно у известного педагога Ф.
Вика. Изучал теорию музыки под руководством композитора и дирижёра Г.
Дорна (1831—32). Придумал механическое приспособление для ускоренной
тренировки пальцев, но повредил им правую руку, разрушив т. о. мечту о
деятельности пианиста-виртуоза. В 1834 основал «Новый музыкальный
журнал» («Neue Zeitschrift für Musik», Лейпциг, был автором и редактором
до 1844) — орган прогрессивного направления в немецкой музыке. Круг
друзей-единомышленников, объединившихся вокруг журнала, Шуман назвал «Давидсбундом»
(по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). В 1840
женился на пианистке Кларе Вик (дочери и ученице Ф. Вика). С 1843 Шуман
некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории (классы
фортепьяно, композиции и чтения партитур). Вместе с женой предпринял ряд
концертных поездок (в т. ч. в Россию, 1844). С 1844 жил в Дрездене, с
1850 — в Дюссельдорфе, где наряду с композиторской деятельностью
руководил хоровыми коллективами, дирижировал симфоническим оркестром. С
конца 40-х гг. постепенно обострилась психическая болезнь Шумана,
последние два года жизни он провёл в лечебнице (Эндених), где и
скончался.
Шуман — один из ярких представителей романтического искусства 19 в. Во
многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов
духовной нищете Германии 1820-х — 40-х гг., звало в мир высокой
человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Шуман развивал
демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского
музыкального романтизма. Его произведения тесно связаны с традициями
немецкой музыкальной классики. При этом Шуман вошёл в историю музыки как
один из самых смелых новаторов. Расширяя границы и средства музыкального
языка, он стремился с полнотой и точностью передать, с одной стороны,
процессы духовной жизни, с другой — жизнь «вовне» — связи и контрасты
явлений, образующие «драматургию» жизни. Отсюда, в частности, его
стремление тесно сблизить музыку с литературой, поэзией.
Большая часть фортепьянных произведений Шумана — циклы из небольших пьес
лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров,
внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологическую
линию. Один из самых типичных циклов — «Карнавал» (1835), в котором
пёстрой чередой проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них
Кьярина — Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к
«Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, навеян произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры»
(1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного
героя Э. Т. А. Гофмана — музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера)
принадлежит к числу высших достижений Шумана. Мир романтических образов,
страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях Шумана
для фортепьяно, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций»,
1834), сонаты (1835, 1835—38, 1836), Фантазия (1836—38), концерт для
фортепьяно с оркестром (1841—45). Наряду с произведениями вариационного
и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по
принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837),
«Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.
В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Шуберта. В
тонко разработанном рисунке песен Шуман запечатлел детали настроений,
поэтические подробности текста, интонации живой речи. Значительно
возросла у Шумана роль фортепьянного сопровождения, дающего богатую
обрисовку образа и нередко досказывающего содержание песен. Наиболее
популярный из вокальных циклов— «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840),
состоящий из 16 песен, в том числе «Если б цветы угадали», «Слышу ли
песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я
горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл —
«Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по
содержанию песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В.
Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Круг песен» на стихи Й.
Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул
весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана —
баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Некоторые песни Шумана —
простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к
немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта, и
др.).
В оратории «Рай и Пери» (1843, на сюжет одной из частей «восточного
романа» «Лалла Рук» Т. Мура), так же как в «Сценах из Фауста» (1844—53,
по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты
о создании оперы. Единственная оконченная опера Шумана «Геновева» (1848)
на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене.
Творческой удачей явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред»
Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). В 4 симфониях
композитора (т. н. «Весенняя», 1841; 2-я, 1845—46; т. н. «Рейнская»,
1850; 4-я, 1841—51) господствуют светлые, жизнерадостные настроения.
Преобладающее место занимают в них эпизоды песенного, танцевального,
лирико-картинного характера.
Шуман — автор 3 струнных квартетов (1842), 3 фортепьянных трио (2 —
1847, 1851), фортепьянного квартета (1842) и получившего широкую
популярность фортепьянного квинтета (1842), а также сольных камерных
произведений для струнных и духовых инструментов, произведений для хора.
Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на
страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против
антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую
европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное щегольство,
равнодушие к искусству, скрывающееся под маской благонамеренности и
фальшивой учёности. Главные из вымышленных персонажей, от имени которых
выступал Шуман на страницах печати, — пылкий, неистово дерзкий и
ироничный Флорестан и нежный мечтатель Эвсебий. Оба они олицетворяли
черты характера самого композитора.
Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам 19 века. Его высоко
ценили Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Ф. Лист. В России творчество Шумана
пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош,
деятели «Могучей кучки».
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
- см. раздел "Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др."
|