|
Educational resources of the Internet - Art. Образовательные ресурсы Интернета - Искусство. |
||
Правообладателям Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля). Локтев В.И.
М.: Архитектура-С, 2004. - 496 с. Книга архитектора, художника, исследователя искусства Вячеслава Локтева - результат многолетнего изучения и осмысления проблем художественного стиля на материале итальянского искусства XVI-XVII вв. (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, сценографии, поэзии...). Нетрадиционный метод анализа, имитирующий композиционно-образное мышление художника и критическое осмысление опыта предшествующих исследователей проблемы стиля итальянского барокко приводит автора к принципиально новой интерпретации искусства барокко в целом и творчества Микеланджело как инициатора архитектурного и изобразительного полифонизма в искусстве. Книга рассчитана на профессиональную и непрофессиональную аудиторию (историков и теоретиков, студентов архитектурных и художественных вузов, а также любителей искусства).
Формат: djvu / zip Размер: 18,6 Мб Скачать: rusfolder.com
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................................. 8 I часть КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (конец XV-середина XVI в.).................................................. 11 1. Скульптура................................................................................................................................................................................. . 13 Структура конфликта. Диалогическое восприятие........................................................................................................... . 13 Контрапост и анатомия............................................................................................................................................................ . 13 Психологическое объяснение контрапоста. Полиизобразительность — полифония.............................................. . 15 2. Живопись.............................................................................................................................................. ,................................... . 28 Композиционная техника противопоставлений................................................................................................................ . 28 Лексика архитектурного полифонизма .............................................................................................................................. . 30 Полифоническая версия ордера (контрапост и архитектоника).................................................................................... . 31 Архитектурный «жест». Архитектурная «поза»................................................................................................................ 32 Сквозной контрапост (диалогическое развитие темы)..................................................................................................... . 33 3. Контрапост и поэтика антропоморфизма. Структура архитектурной метафоры...................................................... 66 Особая выразительность (скульптурный прототип архитектурного образа)............................................................. 67 Диапазон новой образности................................................................................................................................................... 68 4. Полифонический ансамбль (образ-метафора)................................................................................................................... . 88 Многослойный контрапост. Порядок противопоставлений........................................................................................... 89 Политематическая композиция............................................................................................................................................. . 90 Объемно-пространственный ордерный контрапост (полифоническое прочтение наследия предшественников)................................................................................................................................................................... 91 Архитектоника полиизобразительной (полифонической) композиции...................................................................... 92 Полифония смыслов. Гипотеза метафорического прочтения фрески «Страшный Суд»...................................... 92 Конвертируемость композиционных приемов (Собор Св. Петра — фреска «Распятие Св. Петра»)......................................................................................................... 94 Эффект сопричастности (композиционная технология художественного переживания)...................................... 94 5. Этапы становления полифонической манеры............................................................................................................... 131 6. «Контрапост жизни».............................................................................................................................................................. 132 7. Поэзия. Аналог полифонической (полннзобразительной) выразительности.......................................................... 135 8. Композиция поведения......................................................................................................................................................... 138 9. Повод к драматизации мировосприятия (духовный мир — настрой чувств — «художественная воля» )................................................................................ 139 10. Предварительные итоги....................................................................................................................................................... 145 II часть СИТЖЦИЯ ПОСЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО (середина XVI—начало XVII в.)................................................................................................................................................. 149 1. Художественная атмосфера................................................................................................................................................ 151 Разнообразие исторических периодизаций стиля........................................................................................................... 151 Разброс мнений....................................................................................................................................................................... 153 2. Стилевые приметы времени. Распространение барочной манеры. Контуры «фронта искусств» ________ 154 Необходимое условие формообразования...................................................................................................................... 155 Эстетическая рефлексия стиля............................................................................................................................................ 155 3. Художественная практика. Композиционный аспект.................................................................................................. 158 Маньеризм и его интерпретаторы...................................................................................................................................... . 158 Художественная задача, способы решения — композиционные техника и образность...................................... . 159 «Классицизирующий академизм»...................................................................................................................................... . 162 4. Картина музыкальной жизни............................................................................................................................................... 201 5. Наследники архитектурного полифонизма Микеланджело. Углубление реформы.............................................. 206 Сравнение интонационной и зрительной манеры восприятия.................................................................................... 206 Эмоции, настроение............................................................................................................................................................... 206 Импровизация, естественность — расчет......................................................................................................................... 207 Уточнение к Г. Вёльфлину.................................................................................................................................................... 209 К истории базиликального фасада (проблема, варианты решений Микеланджело, Виньолы, Палладио)........................................................................ 210 Полифонический ансамбль (вилла Альдобрандини). Ансамбль как процесс......................................................... 212 Другие мастера барочной манеры (К. Мадерна, Д. Фонтана, К. Райнальди, Пьетро да Кортона)...................... 214 6. Венецианская школа полифонистов. Художники Тинторетто, Веронезе, Тициан................................................. 222 7. Микеланджело да Караваджо (1571—1610)................................................................................................................... 255 8. Музыкальный стиль Венеции............................................................................................................................................. 272 9. Театрализация как искусство жизни и композиционная выразительность театрального спектакля.... 278 Трагикомическое в архитектуре и изобразительном искусстве. Композиционный аспект................................. 278 Тематика театрально-изобразительного контрапоста.................................................................................................... 279 10. Проблемы содержания стиля и причина барокко........................................................................................................... . 284 Поиск идеологической подоплеки стиля .......................................................................................................................... . 284 Многообещающий поворот в исследовании — вывод Г. Зедльмайра...................................................................... . 287 От мировоззрения к структурным вопросам изображения......................................................................................... 288 Готическое и барочное мироощущение.......................................................................................................................... 290 Потребность в гармонии и деструктивный фактор........................................................................................................ 293 Стилевой поиск гармонии и «внестилевая» эволюция искусства............................................................................... . 294 События «исторического значения».................................................................................................................................. 296 Контрреформация.................................................................................................................................................................. 296 К истории нестроения............................................................................................................................................................ 298 Идеи — жизнеощущение — стиль...................................................................................................................................... 300 Устроение и нестроение духовного мира......................................................................................................................... 300 От ренессансного мировоззрения к барочному жизнеощущению........................................................................... 302 Барочная парадигма и барочная форма........................................................................................................................... 306 11. Направление стилевой эволюции....................................................................................................................................... 310 III часть САМООСОЗНАНИЕ БАРОККО. ПОЛНОТА СТИЛЕВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ (1620-е-1690-е гг.) ... 311 О различиях в подходе к барокко......................................................................................................................................... 312 Композиционный метод Высокого барокко.................................................................................................................... 313 Трактовки и оценки стиля. Ситуация в искусствознании.............................................................................................. 313 1. Л. Бернини (1598-1680), Ф. Борромини (1599-1667).................................................................................................... 316 Особенность перехода от ренессансного к барочному художественному видению............................................ 316 Модель пространственного мироощущения .................................................................................................................. 317 Одновременность «изнутри и снаружи».......................................................................................................................... 318 Поток превращений .............................................................................................................................................................. 319 Утрированная («неправильная») перспектива................................................................................................................ 320 Пульсирующее пространство. Пластический контрапост и непрерывность противопоставления................... 321 Сопричастность пространству.......................................................................................................................................... .... 324 Прерывистость пространства и непрерывность пластического выражения движения...................................... 325 Полифоническая структуризация архитектурной формы. Идея «бесконечного развития»................................ 326 Активное пространство барочной площади. Антипод ренессансной глубины...................................................... 328 Градостроительный барочный ансамбль......................................................................................................................... ... 331 Барочные «интерьеры» города........................................................................................................................................... ... 331 2. Гварино Гварини. Завершающая фаза композиционной реформы. Философия стиля....................................... ... 369 Наследование полифонического опыта предшественников, собственные открытия............................................ ... 370 Проект ц. S. Anna Reale. Париж................................................................................................................................... ... 371 Проект Casale S. Filippo Nerl и др................................................................................................................................. ... 372 Вторая композиционная реформа барокко..................................................................................................................... ... 373 Востребованность типологических стереотипов Возрождения................................................................................... 374 Идейное углубление барочного мироощущения и обогащение палитры полифонической выразительности.............................................................................................................................................................. ... 375 Универсальный язык полифонизма............................................................................................................................ ... 375 Метафорическая образность. Театрализованная выразительность.................................................................... ... 377 Полифонический принцип развития темы. Структура образа-символа............................................................... ...... 379 Стилевая проблематика в философских категориях....................................................................................................... ... 380 Архитектурный образ бесконечности............................................................................................................................... ... 380 Язык Гварини в системе барочного полифонизма........................................................................................................ ... 383 Теософская концепция архитектуры и идея «согласительного» подхода к противоположностям — «Placita Philosophica» Г. Гварини................................................................................................................................ 384 Программный замысел предельно действенной («воинствующей») архитектуры с емкой памятью — «Метопа е architettura» ................................................................................................................................................. ... 384 Математическое образное мышление — математическая «темперация» архитектурного языка. Стереометрия на службе контрапоста....................................................................................................................... 385 Пространственно-тектонический «бином» в новой редакции полифонизма.................................................. 386 Поэтика Гварини..................................................................................................................................................................... 386 Непрерывность полифонического ряда.................................................................................................................... 388 «Драматическая светотень»......................................................................................................................................... 388 Эстетическая ситуация.......................................................................................................................................................... 389 Гварини в ретроспективе стиля........................................................................................................................................... 389 3. Плафонисты и театральные декораторы конца XVII—XVIII в. От Высокого барокко к «постбарочиой» манере...................................................................................................................................................... 416 Мастера театрального барокко........................................................................................................................................... 418 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОСТСКРИПТУМ................................................................................................................................... 437 КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (на английском языке)........................................................ 454 БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................................................................................................... 475 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................................................................................................................ 484
О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."
|
||
|
||
|