Общеобразовательные |
Правообладателям
Караваджо
"Художественная галерея" № 011, 2004.
М., 2004. — 32 с.
Микела́нджело да Караваджо (Michelangelo Merisi de
Caravaggio; настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо) 28 сентября 1571 Милан
— 18 июля 1610 Гроссето, Тоскана) — итальянский художник, реформатор европейской
живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко.
Формат:
djvu / zip
Размер:
1,94 Мб
Скачать / Download файл
Биография
Микеланджело да Караваджо (собственно Меризи
да Караваджо) родился в 1573 г. близ Милана в селении Караваджо, откуда
и пошло его имя. В 1584—88 гг. учился в Милане у С. Петерцано. Около
1590 г. Караваджо приехал в Рим, где пробыл до 1606 г. Здесь будущий
художник поначалу бедствовал, работал по найму, вел беспорядочную жизнь,
что позволило ему хорошо узнать быт и нравы городских низов (позже он
неоднократно обращался к этим сюжетам). Спустя некоторое время модный
живописец Чезари д’Арпино взял его помощником в свою мастерскую, где
Караваджо выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.
Необузданный темперамент ввергал Караваджо в сложные и подчас даже
опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно
попадал в тюрьму. Художник отличался бурным темпераментом и поистине
авантюрным складом характера. Однако брутальность и «вульгарность»
Караваджо отталкивала далеко не всех. Находились ценители этого дерзкого
и независимого гения и среди богатых римских меценатов. У художника
появился могущественный покровитель — кардинал Франческо Мария дель
Монте. Искусство мастера постепенно признавали и другие власть имущие.
Его приглашали знатные итальянские семьи Массимо, Барберини,
могущественные маркиз Джустиниани, кардинал Шипионе Боргезе.
Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598 гг.), с их звонким
колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями
североитальянской живописи XVI в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и
др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт.
Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную
выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх»),
аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в
простом бытовом мотиве («Мальчик с корзиной фруктов»). Полемизируя с
художественными концепциями маньеризма и академизма, Караваджо воплощает
в античном сюжете народное начало («Вакх»), приходит к отрицанию
господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов
живописи — натюрморта («Корзина с фруктами») и бытового жанра («Шулера»,
«Гадалка»). Религиозная картина получает у него новую,
интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет»).
К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система
Караваджо. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется
на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая
оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его
непосредственной близости к зрителю («Лютнист»).
Зрелые произведения Караваджо (1599—1606) — это монументальные по
композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической
силой. Для них характерны мощные контрасты света и тени, выразительная
простота жестов, энергичная лепка объемов и звучный, насыщенный колорит.
На рубеже XVI—XVII вв. Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из
жизни апостолов. В 1597—1600 гг. для капеллы Контарелли в церкви
Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные
апостолу Матфею. Из них сохранились только две — «Призвание апостола
Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (обе — 1599—1600). Для капеллы
Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две
композиции — «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра».
Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он
постоянно получал заказы на картины для храмов. В 1602—04 гг. художник
пишет «Положение во гроб» для церкви Санта-Мария делла Валичелла в Риме.
В 1603—06 гг. создает композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви
Сант-Агостино там же. Замечательна композиция «Смерть Марии» (1606),
написанная для алтаря римской церкви Санта-Мария делла Скала и
отвергнутая заказчиком. Здесь Караваджо дал свое истолкование
традиционного сюжета «Успения Богородицы», которое, согласно церковной
традиции, должно было нести в себе радость, ибо, закончив свою земную
жизнь, Дева Мария соединилась на небесах с Иисусом Христом. Караваджо,
напротив, представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе
Марии, погружены в скорбь, а вид самой Богоматери навевает мысли не о
блаженном вознесении на небеса, а о полной страданий жизни и тяжелой,
мучительной смерти.
Спокойная жизнь преуспевающего художника не могла удовлетворить
мятежного Караваджо, в 1606 г. его дерзкий характер в очередной раз
проявил себя. Караваджо убил на дуэли некоего Раннуччо Томассони из
Тернии и скрылся от преследования в Неаполе. Здесь он создал несколько
своих шедевров, а затем, спасаясь от преследования, перебрался на
Мальту. Но и там, написав несколько прекрасных картин, он ввязался в
очередную скандальную историю и попал в тюрьму. Вскоре ему удалось
бежать и в последующие несколько лет Караваджо скитался по разным
городам южной Италии. В поздних работах художника, созданных в годы
скитаний (1606—10), дальнейшее развитие реалистических тенденций,
расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия»)
сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами
скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма
(«Казнь Иоанна Крестителя», «Бичевание Христа»).
В 1609 г. Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и
разрешения вернуться в Рим. Наконец в 1610 г., получив прощение от
кардинала Гонзага, Караваджо сел на корабль, но так и не добрался до
места назначения. Великий художник умер от лихорадки в Порт-Эрколе.
О том, как читать книги в форматах
pdf,
djvu
- см. раздел "Программы; архиваторы; форматы
pdf, djvu
и др."
|